Первый раз отпускать своего ребёнка в какой-нибудь лагерь всегда страшно. А в поход – и подавно. Вдруг не справится без родителей? Не сможет найти ни с кем общий язык? А если не понравится? Будут плохие инструктора/вожатые? И количество подобных «а если...», «а вдруг...» почти бесконечно. Но давайте немного разберёмся, насколько сложно собраться в первое путешествие и «пережить» его. И главное – как сделать его максимально комфортным и запоминающимся.
Итак, попробуем собрать и систематизировать наиболее часто встречающиеся трудности:
- ребёнок не может отследить собственное состояние комфорта;
- не умеет смотреть за своими вещами, не знает их хорошо;
- не готов к походным условиям;
- не может найти общий язык с другими, не умеет общаться;
- скучает по дому;
- может пораниться, ушибиться;
- ребёнку будет скучно;
- нужно особое меню/плохо ест в принципе;
- на него могут оказать нежелательное влияние сверстники или более старшие товарищи.
Начнём с самого начала – выбор программы. Конечно, если ребёнок едет первый раз, без родителей, то лучше не отправлять его сразу на целый месяц в пустыню или на Белое море. Стоит подобрать менее экстремальную программу, которая проводится не очень далеко от дома, например, в Подмосковье. Со своей стороны инструкторы научат обеспечивать самому себе оптимальный комфорт в любых условиях проживания – пусть даже и на «необитаемом» острове (если уж Вы всё-таки рискнули и выбрали его для первого путешествия).
Не надо забывать и о физической нагрузке. Любая программа – это свежий воздух, постоянная активность, подвижные игры. При этом отдых в домике/санатории сильно отличается по уровню нагрузки от походов по той же пустыне и сплавов. Это не значит, что начинать всегда необходимо лишь с лёгких программ. Просто пункт «физическая нагрузка» надо всегда держать в голове и соизмерять с возможностями Вашего ребёнка.
Перейдём к сбору вещей. Сумку или рюкзак надо собирать вместе с ребёнком, чтобы он знал, что у него есть с собой и где всё это лежит. И лучше всего класть вещи по спискам, рекомендуемым на каждую отдельную программу. Их можно даже подписать. К тому же на программе на пять участников выделяется один инструктор, который будет помогать ребятам следить за вещами (выучить предметы нескольких конкретных ребят легче, чем у всего лагеря).
Не стоит свои возможные переживания и неуверенность транслировать на ребёнка. Да и фразы «если будет плохо, звони», «возращайся скорее» так же, как и указания «не дерись», «не хулигань», не совсем подходят в качестве напутственного слова. В первом случае ребёнок уже до отъезда может начать скучать по родителям, думать о том, что, возможно, там ему будет плохо, а дома по нему сильно скучают, поэтому надо просто переждать, пока всё закончится. Во втором случае (указания с тем, чего не надо делать) многим захочется – вдали от родителей, пока они не видят, - проверить: действительно ли этого не стоило делать. Или, может, на самом деле это весело? Здесь лучше использовать форму утверждения: «будь аккуратнее», «подружись с ребятами».
Общение. Тоже немаловажная, если не основная, составляющая успешного и приятного отдыха и путешествия. Некоторые дети бывают слишком стеснительными и зажатыми, другие, наборот, слишком активные, вплоть до того, что с полезут отстаивать своё место под солнцем с кулаками. И как таких примирить друг с другом? А уж тем более сдружить? Для этого в начале программы проводятся игры на знакомства, чтобы преодолеть первый барьер – как зовут «того мальчика» и «эту девочку».Устанавливаются также доверительные отношения с участником, благодаря чему он не боится подойти со своими проблемами и заботами к инструктору. При решении каких-то проблем инструктор не думает и не делает за ребёнка, а помогает ему самостоятельно найти выход из ситуации, сделать выбор, что способствует его развитию. К тому же состав инструкторов сбалансирован – мужчины и женщины разного возраста, – и участник может обратиться за помощью именно к тому, с кем ему комфортнее обсудить возникшее затруднение.
На протяжении всей программы ребята живут обычно по 3-5 человек в палатках или домиках. Конфликты неизбежны? Не совсем. Участники учатся взаимодействовать друг с другом, решать проблемы, договариваясь друг с другом, а если не получается самостоятельно, то инструктор помогает обеспечить условия, приемлемые и комфортные для всех.
И одна из главных особенностей общения на программах – установка на то, что мы – команда и что преодолевать все трудности гораздо результативнее совместно. Если плохо кому-то, то вся команда от этого проигрывает. Поэтому так или иначе, но постепенно каждый ребёнок понимает, что его действия: а) будут иметь последствия для целой группы; б) как бы банально ни звучала истина, но «вместе мы – сила!».
Для того, чтобы привыкание к новым людям и обстановке прошло быстро и безболезненно инструкторы вовлекают ребёнка в общие процессы (игры, различные мероприятия). Участнику уделяется максимум внимания – начиная от обычного пожелания «приятного аппетита» и сказок на ночь и заканчивая маленькими неожиданными «приятностями» в течение дня. Создаётся если не домашняя атмосфера, то максимально благоприятная и дружеская обстановка для общения друг с другом.
Большое внимание уделяется и безопасности ребят. Это не значит, что все делают всё строго по команде и участник не имеет никакой свободы. Вовсе нет. Просто инструкторы сначала расскажут о том, что стоит, а чего не стоит делать и объяснят почему,договорятся с участниками о взаимном соблюдении установленных правил (как, например, если ты хочешь погулять один, без инструктора, то только на определённой территории и чётко соблюдая время. Но опять же, если это, по мнению инструктора, будет безопасно и приемлемо).
Скучно на программе ребёнку точно не будет! Просто не хватит времени: каждая минута чем-то занята – от игры до исследования этого огромного и незнакомого мира. А если захочется чего-то «такого эдакого», то участник сможет стать соавтором программы. Что это значит? У программы, конечно, есть опрелённый сюжет и план, по которому мы живём, но они разработаны так, что в них в соотвествии с пожалениями участников можно внести «поправки». Хотим устроить сегодня День воды? Если жарко и неподалёку есть источник, то почему бы и нет? Сделаем торт? Конечно! И будем есть вечером настоящий походно-кондитерский деликатес!
Кстати, о тортиках. Проблемы, связанные с питанием на программе, тоже легко решаются. Если ребёнку нужно соблюдать специальную диету или нельзя употреблять какие-то продукты, то об этом нужно сообщить руководителю. В таком случае меню скорректируют, и инструкторы будут отдельно отслеживать питание участника. Что касается ассортимента, то он, как это ни странно, достаточно широк. Среди возможных продуктов не только хлеб, вода, макароны и тушёнка. Будут и сладости, и кулинарные изыски (например, всеми любимое «фирменное» лакомство «Коллекции Приключений», но почему-то с не очень аппетитным названием «дряник»). И ещё одна группа проблем, связанная с питанием: ребёнок в принципе плохо ест, не любит каши, овощи, а предпочитает только чипсы и газировку. Но на самом деле и с этим легко справится. Во-первых, «проблемой» на программе становится достать где-нибудь эти самые чипсы и газировку, так как магазины находятся не в такой уж и шаговой доступности, а порой и вообще «вне зоны доступа». Те, кто привёз эти богатства с собой, обычно уничтожают их в первый день-два. А, побегав на природе, надышавись свежего воздуха, ребёнок с удовольствием съест предложенную здоровую пищу. И на это есть несколько причин:
- хотя «меню» и разнообразно, но всё-таки помнить, что возможности ограничены (лобстеров даже при желании вряд ли удастся достать на программе);
- еда не основная цель, а лишь необходимое условие, чтобы восполнить силы и продолжить делать что-то очень интересное;
- когда сами участники вовлечены в процесс приготовления еды, она становится в сотни раз вкуснее: ведь это мы сами приготовили!
Надо быть готовым и к тому, что после программы ребёнок приедет изменившемся. И дело не только в том, что он будет подтянутым, загорелым, станет более ответственным и самостоятельным и его будут переполнять впечатления. Он станет немного другим человеком, но который обязательно порадует Вас своими новыми знаниями и умениями.
Встретятся и какие-то трудности, возможно даже небольшие разочарования. Главное, что ребёнок сможет вынести какие-то уроки из этого всего, приобретёт бесценный опыт, научится чему-то новому, хорошо отдохнёт (как и его родители) и приедет с массой положительных эмоций!
Материал для статьи предоставила Роза Святывода, координатор, руководитель и инструктор детских программ фирмы "Коллекция Приключений"