Ой, я так хорошо себя чувствую, спасибо, спасибо - причитала после принятия Святых Тайн сухонькая старушка, третью неделю населяющая палату терапевтического отделения районной больницы. - Я так и знала, что она мне поможет, она всегда помогает, я ей всегда молюсь, - продолжала счастливая причастница, - вот встаю утром и прямо говорю: матушка Наумия, помоги, помоги, родная Наумия.
Имя чуддейственной подвижницы, благодетельствующей больной старушке, было мне незнакомо, и я решил поинтересоваться на ее счет у священника, с которым по просьбе пациенток пришли в больницу. Батюшка также ничего не знал о Наумии, заметив, что не помнит в святцах такого имени. Священник торопился на другие требы, я же решил разузнать у скучающей и желающей поговорить старушки о той, кого она призывает ежедневно в молитвах. Однако никаких сведений о Наумии бабушка собщить не смогла, сказав, что ей не известны ни обстоятельства жизни, ни особенности подвига, ни чин святости подвижницы.
Поинтересовавшись у старушки, откуда ей известно о Наумии, услышал, что кто-то давно ей рассказал, но что конкретно, она не помнит. - Может, вы просто спутали, и святую зовут как-то иначе, Нина или Матрона? - предположил я. - Ну что Вы, я хоть и после инсульта здесь лежу, и сахарный диабет у меня почти пятьдесят лет, но помню точно: Наумия -, строго заметила бабушка. - Как же Вы ей молитесь, если ничего не знаете о святой? - Я знаю, то что нужно, что она помогает. Вот, мне и он помогает, я ему тоже молюсь, махнула старушка в сторону фотографии известного лаврского архимандрита, - но Наумия больше.
Кажется, что эту историю можно было отнести к типичному житейско-церновному сюжету. Ну что взять с восьмидесятилетней бабушки? Какой глубины агиографических познаний от нее ожидать? Верит - и ладно. Причащается - и отлично. Православная - и плюс единица в статистику.
Апостол Павел призывает верующих: "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их". События жизни святых призваны назидать христиан; и даже падения праведников в борьбе со страстями, при интенесивности подвига - утешает нас, грешников, уберегая от отчаяния.
Первое знакомство со святыми обычно происходит в храме, при слышании проповеди священника, либо при чтении житий. Благо, в агиграфичесой литературе сейчас нет недостатка. Разного формата церковные календари охотно покупаются верующими; во многих из них печатаются краткие сведения о святых. Рождает ли это благоговение и внимательное отношение к нашим наставникам в вере? Запоминаем и хотим ли запоминать жизнь и подвиги святых? Конечно, у многих есть любимые подвижники, память которых празднуется с особым благоговением, к которым человек особенно часто прибегает в молитвах, и. естственно, житие и службу которым он знает отменно.
Вместе с тем, часто приходится сталкиваться с непонятной ситуацией: человек приходит в храм, молится на богослужении, в положеное время крестится и кладет поклоны, ставит свечи у икон святых - и ничего не знает о их подвиге. Он не слушает внимательно тропарей и стихир, раскрывающих житийный сюжет. Ему они не понятны или не интересны. Еще удивительней, что подобное можно увидеть и в паломнических поездках: человек истово молится у раки, а затем спрашивает у насельников монастыря и работников храма: а чьи там мощи? А если в месте паломничества святынь несколько, то все они переплетаются в пречудливый "калейдоскоп благодати", и по возвращении домой, делясь с ближними впечатлениями, паломник замечает, что он "прикладывался к кому-то, но к кому не помнит". В этом случае молитвенное воззвание к святому сродни "обращению на авось"; а порой просто обусловлено мотивацией деда Щукаря, призывающего во время грозы "под горячую руку всех подряд святителей" и пророка Илию, чтобы тот "не саданул молнией в лысину".
Мы все знаем, что одной из причин неисполнения наших молитв Богом заключается в том, что мы не знаем того, чего просим. Мне кажется, что иногда и святые не скоро откликаются на наши просьбы просто потому, что мы не знаем, у кого просим помощи и молитв. Конечно, известны случаи чудесных явлений святых людям. ничего о них не знающим. Но все это - дело особого Божественного Промысла, в том числе через подобное устрояющего похвалу Его подвижникам.
В идеале, человек после службы должен иметь четкое представление о всех знаковых событиях в жизни празднуемого святого, особеностях его подвига и кончины. Однако даже старушки, полжизни проводящие в храме, чаще всего об апостолах Петре и Павле могут лишь сообщить, что они "убавили час", а о пророке Илие - что он целых два часа уволок. Могие знают, что святые Киприан и Иустина защитят от чародеев - но почему, вряд ли расскажут. Известно, что мученик Трифон поможет с работой, а святитель Николай устроит хорошее замужество. Потребительское отношение к святым не роднит с ними, делая их отстраненными распорядителями благ, каждый из которых наделет собственной компетенцией и часами приема, названными в церковном календаре "днями памяти святых".
Интернет смог поведать о Наумии лишь то, что эту "святую мать" вместе с "небесным отцом Онуфрием" следует призывать в заговорах то ли при болезнях нервной системы, то ли "на удачу и богатство"...
Если Вы являетесь пользователем сайта, то войдите на сайт под своим логином.
Зарегистрированные пользователи могут следить за ответами на свои рецензии.