Проблема взаимодействия личности и среды является основной, на пути к формированию полноценной, психически здоровой личности. Не секрет, что без взаимодействия среды и личности, не будет развитие самой личности. Социальная среда с самого детства закладывает в человека стереотипы, нормы и модели поведения, которые будут сопровождать его на протяжении всей жизни.
Личность не может существовать отдельно от среды. Социальная среда постоянно диктует личности свои правила, от которой напрямую зависит судьба, а порой и жизнь личности. Среда выращивает личность, подобную себе, с такими же моральными, и нравственными устоями, которые не всегда благотворно влияют на моральный облик человека.
Наряду с выше указанными трудностями взаимодействия, выступает проблема социализации личности, которая охватывает вопросы «процесса и результата усвоения и активного воспроизводства индивидом, социального опыта», в сфере взаимодействия личности и социальной среды.[1] Проблема социализации личности так же является весьма актуальной, исходя из наличия постоянно возникающих проблем взаимодействия личности и социальной среды. Она ставит перед нами вопрос о подробном изучении социальной среды, в аспекте её взаимодействия с личностью. В попытках изучить весь спектр проблем взаимодействия личности и социальной среды, безусловно, затрагивается проблема условий, в которых могут развиваться эти две структуры. Для выявления этих условий, так же рассматриваются различные подходы к изучению данной проблемы.
Изучением данной проблемы занимались такие исследователи, как Кравченко А. Н., Бочарова В. Г., Басова В.М. и другие отечественные специалисты, которые придерживались различных точек зрения на данную проблему, но схожи они все в утверждении о том, что личность, не может существовать отдельно от социальной среды.
Социальная среда, формирует личность, в самых широких аспектах её бытия. Такие ученые, как М.Я.Басов, В. М. Бехтерев, П.Сорокин, В. А. Сластенин, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова занимались изучением данной проблемой, предлагая различные подходы к исследованию взаимодействия личности и социальной среды, затрагивая условия взаимодействия личности и среды. Так же нами рассмотрена проблема "социализации" в контексте "воспитания", и влияние социализации на личность, а так же влияние других факторов, благодаря которым происходит развитие личности. Следует так же рассматривать взаимодействие личности и общества, с разных сторон, где всеобъемлюще и объективно отражаются все аспекты такого взаимодействия.
Разные специалисты по разному, трактуют проблему взаимодействия личности и среды; но все они схожи во мнении, что личность, сама по себе, не может существовать отдельно от среды.
М.Я.Басов писал: «Среди факторов развития человека первенствующее значение имеет социальная среда. Связь каждой индивидуальной личности с социальной средой представляет собою тот момент, без учета которого исследование личности невозможно, особенно если на основе этого исследования должны быть получены выводы для руководства развитием личности» [2].
Он воспринимал социализацию, как целостную систему, которая непосредственно, воздействует на человека, заставляя его таким образом проявлять себя. Он утверждал, что среда является одним из главных факторов развития личности. Басов, в исследовании взаимодействия личности и социальной среды, был в оппозиции с бихевиористами, которые утверждали, что среда это просто совокупность раздражителей личности, которые вызывают у неё ответную реакцию.
Другой отечественный педагог – В. М. Бехтерев, на первое место в процессе социализации личности, ставил « коллективное взаимодействие». Исследуя данную проблему, он пришел к выводу, что во взаимодействии личности и социума, приоритетной составляющей является сама личность, а не коллектив. Он доказал, что влияние коллектива на личность не всегда благотворно сказывается на самой личности, поскольку среда, делает личность «шаблонным выразителем среды».[3] Он рассматривал человека, как некое существо, которое обладает неким запасом энергии, который он приобрел в течении жизни.
Опираясь на то, что общество это продукт взаимодействия людей, специалисты, как и в прошлом, так и в наши дни нередко по-разному отвечали на вопрос о том, что служит первоосновой объединения людей в общество.
Существовало и существует немало попыток систематизировать социологические воззрения по решению вопроса о взаимосвязи личности и социальной среды.
Отечественный деятель педагогической науки П.Сорокин (1889-1968) - автор книг “Система социологии” (1920), “Социальная мобильность” (1927). “Современные социологические теории” (1928), “Социальная и культурная динамика” (1937-1941), “Общество, культура и личность”(1947) и многих других - сформулировал принцип о том, что социальное поведение основано на психофизических механизмах; субъективные же аспекты поведения это есть “переменные” величины.
По Сорокину, все люди, вступают в систему социальных взаимоотношений под влиянием целого комплекса факторов: бессознательных (рефлексы), биосознателъных (голод, жажда, половое влечение и т.п.) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. [4]
Другой отечественный специалист, Бехтерев В.М. в работе «Личность и условия ее развития и здоровья», написанной на основе его выступления на II съезде русских психиатров в Киеве, еще в 1905 году, пишет, что личность – это то объединяющее и направляющее начало, «которое руководит мыслями, действиями и поступками человека.
Опыт отечественных исследователей, их взгляды на проблемы взаимодействия личности и социальной среды, являются на наш взгляд – еще далеко не раскрытым потенциалом отечественной науке в сфере взаимоотношений личности и среды ведущими в проблеме взаимодействия личности и социальной среды, и дают нам фундамент, для дальнейшего, современного развития взглядов на данную проблему.
Таким образом, кроме внутреннего объединения и координации - личность, как понятие, содержит в себе и активное отношение к окружающему миру, основанное на индивидуальной переработке внешних воздействий»[5] В.М. Бехтерев отмечает, что психическая жизнь «есть не только ряд субъективных переживаний, но она вместе с тем выражается всегда и определенным рядом объективных явлений. В этих объективных явлениях собственно и содержится то обогащение, которое вносит личность в окружающий ее внешний мир. Только объективные проявления личности доступны внешнему наблюдению, и только они одни составляют объективную ценность…
Личность с объективной точки зрения это психический индивид со всеми его самобытными особенностями – человек, представляющийся самодеятельным существом по отношению к окружающим внешним условиям, это самодеятельная особь со своим психическим укладом и с индивидуальным отношением к окружающему миру»...........[6]
[1] «Краткий педагогический словарь» Учебное справочное пособие / Андреева Г. А. 2007 г. Стр122
[2] . Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975
[3] . Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.
[4] (Социологические исследования. - 1999 , - №6, С. 67..)
[5] (цит. по Психология личности, с.15).
[6] (цит. по Психология личности, с.16).