Если вам однажды захочется посетить дом И.А.Гончарова, то дорогу к нему безошибочно укажет любой прохожий на ульяновской улице. Трехэтажное здание из красного кирпича, что стоит в центре Ульяновска - именно в этом доме в конце XVIII - начале XIX века поселилась семья Гончаровых. Здесь 18(6) июля 1812 года родился будущий мастер русской реалистической прозы прошлого века.
"Дом у нас был, что называется, полная чаша. Большой двор, даже два двора, со многими постройками: людскими, конюшнями, хлевами, сараями, амбарами, птичниками и баней... Словом, целое имение, деревня". Действительно, такой площадью могли похвастаться только самые богатые жители Симбирска, а о таком расположении дома, на центральной улице города, мечтал каждый дворянин. В 1982 году в этом здании был открыт первый в стране историко-литературный музей романиста, и только год назад музей был реконструирован - составители экспозиции максимально использовали воспоминания Гончарова о детстве, юности и работе над произведениями, его размышления и письма. Сейчас кроме вещей, принадлежавших И.А.Гончарову, его родным и близким, в музее представлены предметы быта и мебель XIX века, рукописи и редкие книги XVIII столетия, портреты современников, документы и фотографии.
Как известно, в течение своей жизни писатель объехал весь свет - Москву и Петербург, Сибирь и Дальний Восток, Англию и острова Юго-Восточной Азии, но он всегда считал себя коренным жителем Симбирска. Здесь прошли его детские годы, сюда приезжал он на каникулы во время учебы в Московском Университете и из Петербурга, когда стал известным литератором. С ранних лет в сердце Гончарова поселилась любовь к величавой Волге, ее берегам и течениям, бескрайним заволжским степям, открывающимся с Венца, нагорной части Симбирска, родному небу и солнцу, воздуху, от которого "пробегает по телу дрожь бодрости". Наверное, именно эти картины впоследствии отразились в живописных Грачах, "благословенном уголке земли" Обломовке, в "деревенском рае" Малиновке с беседкой в саду...
Каждый зал музея дышит жизнью писателя - каждая комната открывает нам новую страницу его летописи. Кстати, в роду Гончаровых были летописцы - они вели специальные тетради, в которые записывали все самые важные даты и события семьи, и, что удивительно, эти летописи сохранились и до наших дней, сейчас их может увидеть и прочитать каждый посетитель музея Гончарова.
В доме есть отдельные комнаты, восстанавливающие атмосферу Москвы и Петербурга, какой знал ее Гончаров. В Москве он учился сначала в коммерческом училище, а потом на словесном отделении Московского Университета, именно о нем Гончаров вспоминает с особым теплом: "Мы, юноши, полвека тому назад смотрели на университет как на святилище и вступали в его стены со страхом и трепетом... Свободный выбор науки, требующий сознательного взгляда на свое влечение в той или иной отрасли знания, и зарождающееся из того определение своего будущего призвания - все это захватило не только ум, но и всю молодую душу".
В комнатах, посвященных службе Гончарова в Петербурге, выставлены работы писателя в журналах Майкова "Подснежник" и "Лунная ночь" - четыре стихотворения и две повести.
Один из залов музея восстанавливает обстановку на фрегате "Паллада", на котором Гончаров совершил кругосветное плавание. В центре экспозиции - каюта писателя, на открытом бюро мы видим книги по навигации и мореходству, рисунки и сувениры, привезенные из путешествия. Рядом на постаменте выставлена модель фрегата. Увлечение географией и мечта о море зародились под воздействием рассказов Н.Н.Трегубова, морского офицера в отставке, крестного отца писателя. И вот в 1852 году Гончаров, как секретарь дипломатической миссии, отправился в плавание на "Палладе" - вдоль берегов Европы, Африки в далекую Японию. Впечатления о плавании были описаны в книге очерков "Фрегат "Паллада"(1858г).
Главные произведения И.А.Гончарова - "Обыкновенная история", "Обломов", "Обрыв" отражают противоречивую эпоху 40-60х годов XIX века в России, вопросы о пути прогресса русского общества. Читателей привлекает тонкий психологизм характеров героев - личные драмы Адуева, Обломова, Райского, связанные с неспособностью дворянства к деятельности, его пустой мечтательностью. В изображении таких характеров Гончаров достигает подлинного мастерства, что позволило А.М.Горькому причислить его к "великанам литературы нашей", которые "писали пластически...богоподобно лепили фигуры и образы людей".
Что обеспечило автору любовь потомков? Может быть, те самые правдивые и реалистичные образы, а может быть, тонкий юмор и чудесный выразительный язык? Не могут не запомниться события из жизни самого писателя - по ним тоже можно написать произведение, главным героем в нем стал бы Иван Александрович Гончаров, человек с не менее интересной, чем у его персонажей, историей.