"Модель для сборки. Идеальное кино".
Взгляд Влады Смоленской
Многие считают, что фильм - это книга для ленивых. Но есть такие фильмы, которые требуют не меньшей работы ума, сердца и души, чем книга. Вот о таких фильмах и хочется поговорить.
1. Лучшая режиссерская работа. "Зеркало", А. Тарковский, 1974
В картине Тарковского "Зеркало" фигура режиссера довлеет над всем. Создается ощущение, что кто-то сильный держит тебя за руку и говорит, куда и как смотреть. При этом не появляется чувство дискомфорта, наоборот, ты доверяешься этому сильному и начинаешь смотреть его глазами.
"Зеркало" требует вдумчивого просмотра несколько раз, но, даже когда смотришь впервые, фильм завораживает своим визуальным рядом. Картина представляется мне изображением вспышек памяти. Когда человек погружается в воспоминания, они не представляются ему в четком хронологическом порядке, а всплывают наиболее значительные моменты. Так и в фильме: события связаны в голове определенного человека не по временному признаку, а по его личным внутренним переживаниям. Наблюдателю со стороны эти воспоминания могут показаться не столь важными, но именно мелочи откладываются в памяти, именно они заставляют вновь и вновь переживать старые эмоции.
Тарковский снял фильм, который заставляет возвращаться к нему снова и снова и открывать его ранее не замеченные стороны, с каждым разом все больше доверяя свое восприятие режиссеру.
2. Лучшая актерская работа: дети в фильме "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", 1964. Режиссёр: Элем Климов
Главные роли в фильме Элема Климова "Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен" принадлежат Вите Косых (Костя Иночкин) и Евгению Евстигнееву (товарищ Дынин). Это по количеству экранного времени. Нисколько не приуменьшая вклад народного артиста СССР Евстигнеева, замечу, что главная роль этого фильма принадлежит все же детям, причем не отдельным героям, а детям в целом. На мой взгляд, дети сыграли свои роли так, как не каждый взрослый сможет сыграть.
Зачастую комические роли - самые трудные. Рассмешить зрителя сложнее, чем заставить его плакать. Молодые актеры прекрасно поняли и исполнили свою задачу: смогли рассмешить до слез. Одна из самых ярких сцен - когда ребята решают симулировать эпидемию, чтобы не состоялся родительский день и бабушка Кости не узнала о том, что его выгнали из лагеря. Одними жалобами не ограничиваются: друзья бросаются голышом в крапиву - и вот доказательство заболевания. Красные, опухшие от ожогов, они валяются рядом с медпунктом и ждут, пока их заметят. Тут и готовность на все, лишь бы выручить друга, и находчивость, и мушкетерский принцип "один за всех, и все за одного". Далее разыгрывается настоящий спектакль: кто-то ест комнатное растение, кто-то перечисляет всех родственников, подпрыгивая на кровати до потолка, а кто-то со слезами на глазах обращается к медсестре: "Скажи-ка, няня, ведь недаром..."
Задача актеров не ограничивается только тем, как бы посмешнее сыграть, а осложняется сатирическим оттенком, который прослеживается во всем фильме. Каждому из детей удалось подхватить этот сатирический тон и профессионально справиться с ролью. На мой взгляд, в фильме Элема Климова нельзя выделить главные и второстепенные детские роли, поскольку в сознании остается цельный образ. И важен каждый - от Кости Иночкина в исполнении Вити Косых до персонажа с коронной фразой "А чего это вы тут делаете?" (Слава Царев).
«Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен" очаровывает искренностью игры, которой так часто не хватает взрослым.
3. Лучшая операторская работа: А. А. Петрицкий "Война и мир", 1965-1967. Режиссёр: С.Бондарчук
Над съемками четырехсерийного фильма по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" изначально работали А. Шеленков и его супруга И. Чен. А. Петрицкий был помощником опрератора. Отношения на съемочной площадке складывались напряженные: манера работы С.Ф. Бондарчука была сродни диктатуре.
По воспоминаниям Петрицкого, первое его самостоятельное предложение на съемках "Войны и мира" было поставить камеру на спину лошади во время конной атаки. Это стремление к наиболее реалистичному изображению заметил и одобрил Бондарчук. Операторская группа сменялась не раз, ушел и А.Шеленков из-за нарастающих конфликтов с режиссером. Молодого и активного Петрицкого назначили главным оператором картины.
В работе Петрицкого поражает масштабность батальных съемок: кадр захватывает сотни атакующих солдат, раненых, и, что особенно важно для экранизации Толстого, широкое и безмятежное небо. Кстати, именно облака вводят зрителя в мир фильма, ими же он и завершается. Что касается мирных сцен, то во время съемок бала Петрицкий катался на роликах, чтобы передать эффект движения.
Киноэпопея "Война и мир" стала главной работой в жизни А. Петрицкого, что чувствуется по сильной энергетике этого фильма.
4. Лучшая роль второго плана: Рина Зеленая в фильме "Подкидыш", 1939.Режиссёр: Татьяна Лукашевич
Рина Зеленая и Агния Барто совместно написали сценарий фильма "Подкидыш". Роли домработницы Ариши в тексте не было, только во время съемок выяснилось, что нужно ввести еще одного персонажа. Рима Зеленая прямо на съемочной площадке сама написала несколько сцен с участием болтливой Ариши, сама же ее сыграла.
Ей удалось воплотить яркий тип советской домработницы - суетливой тараторки, сующей нос не в свои дела. Впечатляет, насколько точно и будто бы с легкостью подобраны речь, интонации, мимика, движения. Ариша ни на минуту не перестает говорить, ее тонкий, иногда визжащий голос слышится, даже когда она выходит за дверь. Причем бывает сложно понять, что конкретно она говорит, речь превращается в сплошной поток звуков. Она занимается тем, что рассказывает, как она занята и важна, но все ограничивается болтовней.
Написанная "на коленках" второстепенная роль оказалась запоминающейся (несмотря на присутствие в фильме такой фигуры, как Фаина Раневская) благодаря яркому таланту Рины Зеленой.
5. Лучший сценарий: Джим Джармуш "Ночь на земле", 1991
Джим Джармуш написал сценарий фильма "Ночь на земле" за 8 дней. Причем писал его, можно сказать, от безвыходности: его предыдущая картина не была принята студией, и ему нужно было на что-то быстро переключиться. Однако идея заняла его на гораздо более длительное время, съемки фильма проходили в 4 разных странах мира: США, Франция, Италия, Финляндия. Объединяют 5 частей фильма люди определенного сознания - ночные таксисты, которые на своей работе видят многое и многих.
Каждая новая страна - новый таксист, новая ситуация и новый взгляд на жизненные ценности. С каждой последующей частью фильма обостряется конфликт. Сначала агент по подбору актеров понимает, что, оказывается, не все стремятся к славе и деньгам, некоторым для счастья достаточно заниматься любимым делом, пусть даже это будет работа механика, о которой мечтает мужеподобная таксистка. Затем выйти за рамки своего мировоззрения предстоит афроамериканцу Йо-Йо, которому попадается таксист - иммигрант из Восточной Германии, единственный, кто согласился везти его в Бруклин. Следующий этап - понять, что если у человека нет глаз, это не значит, что он не видит, и наоборот. Таксист везет в Париже слепую пассажирку и удивляется тому, что она живет совершенно полноценной жизнью. Стоит ей выйти из такси, как он врезается в другую машину, как будто бы слеп он, а не она. В четвертой части ярко изображен Рим как сочетание, с одной стороны, мнимой набожности, с другой - разврата. Священник, которому по дороге исповедуется таксист-извращенец, подробно описывающий свой опыт, умирает. Увлеченный своим рассказом, итальянец не скоро это замечает, а потом, перекрестившись, усаживает святого отца на лавку и уезжает. Наконец финальная часть - рассказ финского таксиста о том, что есть настоящее горе - потеря работы по сравнению с ним ничего не значит.
Благодаря разделению сценария на части, объединенные одной идеей, и незаметному переходу от комического к трагическому, фильм смотрится легко и оставляет много пространств для размышлений.
Другие обзоры по данной теме: Взгляд 1, Взгляд 2, Взгляд 4