Наблюдатель - это представитель политической партии или зарегистрированного кандидата, а также средств масовой информации, осуществляющий общественный контроль в день голосования на отдельно взятом избирательном участке. Наблюдателем может стать любой гражданин РФ, достигший 18 лет и желающий лично проследить за прохождением выборов на отдельно взятом УИКе. Наблюдатель может быть направлен на участок только участвующей в выборах партией или СМИ. Состоять в какой-либо политической партии наблюдателю не обязательно.
Для обычного человека статус наблюдателя — это единственный способ проконтролировать законность выборов на этапе голосования.
Что должен делать наблюдатель?
Основная обязанность наблюдателя – проследить за соблюдением закона при проведении голосования и подсчета голосов. В случае выявления нарушений наблюдатель должен либо постараться их пресечь, либо зафиксировать (здесь можно ознакомиться с Кратким списком типовых нарушений законодательства на выборах).
К сожалению, в настоящее время сложилась практика нарушения законодательства о выборах некоторыми членами избирательных коммиссий, а также попустительства с их стороны в случае нарушения законодательства о выборах некоторыми избирателями. В таком случае, как показывает практика, попытка пресечения нарушения со стороны наблюдателя может привести к удалению такого наблюдателя с участка. В связи с этим стоит привести слова Андрея Бузина, председателя Межрегионального объединения избирателей и эксперта ассоциации "Голос": «Большую часть серьезных нарушений можно только зафиксировать, а в дальнейшем – обнародовать. В условиях современных российских выборов - это основная задача общественного контроля».
Что конкретно должен делать наблюдатель?
Следить за всем происходящим на участке, фиксировать все возможные нарушения, в том числе при помощи фото- и видеосъемки (cогласно Инструкции ЦИК РФ от 17августа 2011 г. № 26/254-6 наблюдатели имеют право вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, не допуская при этом нарушений тайны голосования и не препятствуя работе избирательной комиссии), а также составления различных заявлений и жалоб, и затем, в случае обнаружения серьезных нарушений, подавать жалобы в вышестоящие избирательные комиссии и в суд.
Главное средство борьбы с нарушением закона, которым располагает наблюдатель - гласность и информированность. Поэтому, по возможности, наблюдателю необходимо написать отчет о том, как проходило голосование на его участке, и разместить отчет в социальных сетях. Cоциальные сети читают миллионы, a протоколы судебных решений - единицы.
Что конкретно имеет право делать наблюдатель?
Согласно Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002 наблюдатели вправе:
а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;
б.1) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума;
в) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;
г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;
д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;
ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию. Законом может быть предусмотрено, что форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы, референдум;
з) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;
и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях.
Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, референдума, вправе:
а) присутствовать на заседаниях комиссий;
б) знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов;
в) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение;
г) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.
Наблюдатель не вправе:
а) выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;
б) расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
в) заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;
г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
е) совершать действия, препятствующие работе комиссии;
ж) проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;
з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.
В один и тот же момент времени на одном и том же участке может находиться только один наблюдатель от одного кандидата или партии. Это не относится к членам УИК от того же кандидата или партии.
Зачем наблюдать за выборами?
Чтобы воспрепятствовать части нарушений в ходе проведения голосования, зафиксировать нарушения, которым воспрепятствовать не удалось, обжаловать неправомерные действия участковых избирательных комиссий и придать нарушения гласности.
Это основная причина. Других причин может быть масса - напомнить нашей избирательной "вертикали", что существует закон, осветить возможные выборные махинации в социальных сетях, внести посильный личный вклад в формирование страны...
Давайте не забывать, что основная масса сообщений о фальсификациях на выборах в Думу VI созыва была размещена в социальных сетях именно наблюдателями. Если бы не их отчеты в Facebook, ЖЖ и других сетях, Вы бы, возможно, сегодня не были бы на этом портале. Наша жизнь зависит от нас самих в не меньшей степени, чем от власти.
Как стать наблюдателем на выборах?
Стать наблюдателем очень просто. Для этого не требуется специального образования. Если Вам больше 18 лет и Вы гражданин РФ, то имеете полное право участвовать в контроле за проведением выборов. Примечательно, что наблюдателями могут стать лица, постоянно проживающие за рубежом или даже имеющие второе гражданство. А вот членом УИК – нет.
Если Вы решили стать наблюдателем, Вы можете:
- Заполнить анкету на таких различных ресурсах как: движение "демократический выбор" и т.п. Мы свяжемся с Вами в кратчайшие сроки и сообщим о датах ближайших курсов и семинаров по подготовке наблюдателей. Пройдя подготовку в нашем проекте, Вы сможете принять участие в контроле выборов в качестве наблюдателя от кандидата или партии, члена избирательной комиссии или представителя СМИ;
- Вы также можете связаться напрямую с избирательным штабом кандидата, партии или избирательного объединения, участвующих в выборах. Обычно избирательные штабы проводят предварительный тренинг наблюдателей;
- Также можно связаться напрямую со СМИ (газеты, журналы, радиостанции и интернет-издания, зарегистрированные как СМИ) и cпросить у них, согласны ли они оформить Вам бумаги представителя СМИ на день голосования. Такой бумагой может быть временная пресс-карта. В этом случае Вы будете наблюдать за ходом выборов в качестве представителя СМИ.
«… выборы, в большинстве случаев, бывают действительно формально честными. Махинации с избирательными бюллетенями могут искажать волеизъявление «биомассы» на 5-10 процентов; примитивные манипуляции с избирательными урнами и протоколами счетных комиссий – удел совсем диких стран, типа Зимбабве или Украины. Современные методы воздействия на сознание электората дают абсолютно прогнозируемые результаты с погрешностью 1-2 процента. Наиболее яркие примеры - «выборы» президента России, когда стада дебилов дружно проголосовали за указанного им КГБешного недоумка, и президента США осенью того же года, когда главой могущественнейшего государства планеты был поставлен вышеупомянутый зверек Обама.
... Иногда средства массовой информации называют «четвертой властью». Я с этим не согласен – это ПЕРВАЯ власть! Точнее, конечно, это средство обретения и удержание власти, это власть фактических владельцев СМИ. Остальные (официальные) ветви власти только юридически оформляют навязанные обществу установки и контролируют их исполнение.
Именно посредством СМИ устанавливают законы и морально-этические нормы общества, вводят во власть одни и низвергают другие политические партии, разоряют или обогащают финансовые группы. «В демократическом государстве те, кто контролируют СМИ, контролируют разум электората, и, следовательно, имеют такую власть, о которой короли и диктаторы прошлого могли лишь мечтать», справедливо замечал Дэвид Лейн».
Из книги В.В. Воробьева-Брусилова «Размышления дилетанта» ( http://rd2009.cc )