25 июня на заседании комиссии по образованию и молодежной политике были рассмотрены предварительные итоги ЕГЭ в городе Москве.
Исполняющий обязанности руководителя Департамента образования города Москвы Исаак Калина напомнил о том, что система единого госэкзамена в качестве эксперимента начала внедряться с 2000 года. Москва подключилась к этом процессу только в 2009 году: «ЕГЭ пришел на смену традиционной сдаче экзаменов и был призван стать фильтром и объективной оценкой для тех, кто решил продолжить обучение в вузе».
Данные, о которых уже можно говорить, таковы: количество выпускников 11 классов - 53 тысячи, 122 человека удалены с экзаменов, их результаты аннулированы. Заведено 25 дел об административных правонарушениях в отношении взрослых участников процесса. (Для сравнения, в 2012 году таких дел было заведено семь). Четыре уже рассмотрены в суде и по ним назначено наказание в виде штрафа. Сумма штрафа по всем четырем делам - в районе 30 тыс. рублей.
Почему ведомство говорит только о предварительных итогах ЕГЭ? На сегодняшний день еще не закончена процедура апелляций, и ведется дополнительная проверка результатов работ, получивших высокий балл. «Проверяем работы тех выпускников, где результаты неожиданно высокие, там, где в учебной истории нет особых достижений по предмету», - уточнил Исаак Калина. Это значит, что ученик не участвовал в олимпиадах, не показывал высоких результатов на промежуточных диагностиках. В столице введены обязательные промежуточные диагностики по предметам, что дает возможность видеть «в каких областях проваливаемся».
По данным Сергея Горбуна - начальника Управления государственного надзора и контроля в сфере образования, - улучшению процедуры проведения ЕГЭ способствовал ряд мер. Во-первых, уменьшилось до 300 количество пунктов приема экзаменов. Во-вторых, увеличилось количество общественных наблюдателей. В прошлом году их зарегистрировалось 3,5 тысячи, в этом - 6 тысяч человек. На каждом пункте присутствовало от трех до двенадцати наблюдателей. Было организовано видеонаблюдение и видеопротоколирование каждого экзамена на каждом пункте сдачи. В-третьих, повысился уровень подготовки и отбора специалистов, проводивших экзамены. Также повысился контроль за сохранностью контрольно-измерительных материалов (КИМ). В-четвертых, были созданы 7 межокружных отделений сбора экзаменационных материалов. Сбоев при обработке данных в этом году не было.
Не обошлось без ряда мелких нарушений: отмечено, что в некоторых пунктах не все аудитории были изолированы, страдала организация пропускной системы на пункты сдачи. Крупных же нарушений, таких как выход в Интернет, выявлено не было: «Ни одного выхода в Интернет ни с одного пункта сдачи экзаменов в Москве федеральными службами контроля зафиксировано не было. Если наблюдатель в пункте сдачи экзамена честен, то фактор виртуального вмешательство в сдачу экзамена сводится к нулю. Тем более, что на 15 экзаменуемых - 2 педагога-организатора. Работая в массиве больших чисел, мы не можем гарантировать, что у нас не списал никто, но выходов в Интернет не было точно», - сказал и.о. руководителя ведомства. Также он сообщил, что современное оборудование позволяет в течение 20 минут зафиксировать и выявить место выхода в Интернет, а также факт передачи информации.
Депутатов заинтересовала информация о том, что всего 4 процента школ дали 30 процентов «высокобальников»: «Задача столичного образования - высокое качество образования в каждой школе. И на это было выделено большое количество средств», - отметил депутат Вячеслав Сивко (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»). «В каждой школе есть 1-2 ребенка, получивших 220 баллов по трем предметам. А хороший результат - это тот, который заслужил. И не обязательно его сравнивать со 100 баллами», - ответил руководитель Московского центра качества Алексей Рытов. А Исаак Калина уточнил, что если смотреть по годам, то в 2010 году 220 баллов по трем предметам набрали учащиеся 359 школ, в 2011 году уже 570 школ, в 2012 - 656, а в текущем году - 925 учебных заведениях.
Помимо этого, всем школьникам столицы предоставляется возможность проявить себя на олимпиадах различных уровней: в этом году на Всероссийской олимпиаде у Москвы более 100 победителей, на региональных - порядка 500.
Депутат Алексей Рябинин (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») выразил озабоченность по поводу того, что «в столичных вузах началась борьба за 100-бальников, которые, как правило, приезжают из других регионов страны. А для Москвы хороший результат - 70-80 баллов. Что делать нам, депутатам?» Представители столичного департамента согласились с тем, что необходимо защитить интересы столичных выпускников от недобросовестной конкуренции при поступлении в вуз. Для этого, по их мнению, необходимо совершенствовать механизмы межрегионального взаимодействия при проверке объективности высоких результатов: «Можно создать банк независимых экспертов, которые будут контролировать проведение экзаменов, выезжая в другие регионы, а также участвовать в проверке высокобальных работ. Но главным фильтром всегда является первая сессия. Есть вузы, в которые с фиктивными 100 баллами не идут. Почему? Потому что там нужно будет учиться», - заметил Исаак Калина.
Также были обсуждены вопросы необходимости учета итоговой оценки по предмету в аттестате, наполнение КИМов, введение третьего обязательного для сдачи экзамена и другие.
В заключение заседания председатель комиссии Виктор Кругляков (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») поблагодарил участников обсуждения и сказал: «На сегодняшний день ЕГЭ остается единственным критерием объективной оценки знаний выпускников. Он стал экзаменом не только для ребят, но и для взрослых, которые вовлечены в этот процесс. Можем констатировать, что в Москве была обеспечена максимальная честность проведения итоговой аттестации. Мы готовы исправлять ошибки и идти вперед».
Анна Кобякова