«Каждый город имеет свой запах» - сказала французская писательница Элиза Триоле. А чём же пахнет наш город ? И пахнет ли?
Мы, жители большого города, отвыкли доверять своему носу. Запахи и ароматы теряют для нас былую прелесть, и в этом мы виним «загазованный» московский воздух. Однако запах как таковой уже не так интересен горожанам, как та история, которую он несёт. Сейчас в городе господствует запах-метафора. Он не только передаёт некий аромат, но и даёт нам понять нечто большее, раскрывает смысл своего назначения.
Если прогуляться по центру города, то можно заметить, что воздух и запахи здесь какие-то особенные. Пойдешь, например, по Варварке, а потом ненароком завернёшь на любую узенькую, уютную улочку, где под ногами скрипит даже не асфальт, а какая-то старинная каменная кладка. В таких местах пахнет преданиями старины, историей. Воздух здесь такой густой, что кажется, будто в нём собралась вся та эссенция событий, которые произошли в столице с момента её основания. Патрик Зюскинд, автор романа «Парфюмер», писал, что в аромате «есть убедительность». Так и в запахах, во власти которых оказываемся мы, есть та самая «убедительность» . Она даёт нам понять, что место, в котором мы находимся – особенное. Здесь наверняка что-то происходило, что-то значимое..для России и для нас.
На окраинах города запахи совершенно иные. Спальные районы застроены в основном высотными домами. Бредешь по таким местам и не находишь ничего особенного. Пахнет обыденщиной, скукой, бытовыми проблемами. Ничто не радует нос в той же мере, что и не радует глаз. В таких местах кажется, что от скуки нос вот-вот покинет тебя и отправится в более живописные места, прям как нос гоголевского персонажа Ковалёва.
В некоторых ситуациях запах способен открыть нам замыслы, планы и надежды большого города. Проходя недалеко от места, где ведётся любое строительство, доверьтесь своему обонянию. Там всегда пахнет будущим. Пусть это строится дом, супермаркет или же учебное заведение, это уже ориентир на дальнейшую жизнь, которая ,возможно, уже строится не для нас, а для тех, кто нас переживёт.
Запах также может своим незримым присутствием проливать свет на множество проблем. Как-то, приехав на встречу в один российский город, журналист Владимир Соловьев пожаловался на неприятный запах в воздухе. Из зала кто-то крикнул, что это «запах денег». На это Соловьев ответил весьма оригинально. Он заявил, что это не «запах денег», а запах «экономии на экологии». Это вполне понятная формулировка проблемы, которая также имеет место и в столице.
Большой город – это город, который не спит, который всегда в движении. Любой аромат парфюмеры делят на три ноты: на начальную, ноту «сердца» и шлейфовую ноту. Утро в мегаполисе – это начальная нота аромата, она самая быстрая и держится совсем недолго. Эта самая яркая нота, она напоминает суетливое городское утро. Именно утром ощущаешь запах трудовых будней, школьных уроков, университетских пар. Начинает кипеть жизнь, жизнь трудовая. Нота «сердца» - это день. Такую ноту называют основой аромата. Её запах продолжается долго, прямо как рабочий день. Эта нота стабильна и держит определенный оттенок аромата долго и надежно. Шлейфовая нота – это ночь и вечер. Запах городской суеты достигает апогея. И ночью мегаполис преображается. Шлейфовая нота держится дольше всего, оставляя лишь душистый «шлейф» как напоминание о тяжелом трудовом дне. Пахнет свободой, риском, тусовками, атмосферой беззаботного отдыха. Суета остается, но приобретает совершенно иной характер. В силу вступают законы ночной жизни, пахнущие развлечениями.
Великие парфюмеры Эрнест Бо и Франсуа Коти считали главным достоинством аромата его многогранность. Каждый парфюмер предпочитал создавать запах, используя множество составляющих. Если же город – это флакон с духами, то содержимое этого флакона – есть самый неповторимый аромат. Метафоричность запаха даёт нам возможность понять, как и в каких дозах следует пользоваться этим необычайным «парфюмом», имя которому Большой Город.