Ни для кого не секрет, что большинство станций московского метро — памятники архитектуры. Их реставрируют с особым трепетом, стараясь сохранить облик. Если сохранить форму еще удается, то сохранить внешний вид не всегда. Дьявол кроется в деталях, а детали принадлежат унитарному предприятию "Московский Метрополитен" и это предприятие считает своим долгом шагать в ногу со временем, поэтому лампы накаливания повсеместно заменяются компактными люминесцентными лампами (КЛЛ). Да, это те самые энергосберегающие лампы, что покупают наши сограждане в порыве сэкономить несколько рублей при оплате счета "за электричество".
Дело в том, что спектр и площадь источника света у этих ламп разная, а соответственно и испускаемый свет ложится по разному.
Станция Киевская АПЛ находится в удобном для представления ситуации состоянии — половина источников света это старые лампы накаливания, а вторая — энергосберегающие.
Взгляд в одну сторону. Фактурное освещение, желтый теплый свет и узоры от люстр на потолке. Примерно так выглядела станция при открытии.


Повернув голову на 180 градусов мы видим ровный белый свет, не оставляющий теней и никаких узоров на потолке. Лампы накаливания остались только на аварийном освещении (им без разницы, сколько вольт на них подано 220 или 70, они все равно будут светить, хоть и слабее).

Киевская АПЛ была открыта в 1953 году. Три дня назад ей исполнилось 60 лет. И на этих снимках можно наглядно оценить чего не увидят наши потомки.
Станция Авиамоторная. Раньше явным элементом ее оформления были лампы накаливания низкой мощности.

Автор фотографии
hunguit
Сейчас вместо желтых "звездочек" красуются большие белые шары.


Кроме того, скульптуру в торце зала подсвечивают... дешевые лампы ДРЛ, которые без светильников свисают просто на проводах. Такого себе не позволяют даже в подземных переходах.

В экономии электроэнергии метрополитен замечен никогда не был и вряд ли будет. Тем более странно видеть дорогостоящие и ненадежные энергосберегающие лампы на предприятии, которое занимается перевозкой миллионов людей по средствам электроэнергии и расходует ее в невообразимых количествах.
Если сэкономить хочется, а внешний вид терять нельзя, как быть? Посмотреть на другие станции.
Проспект Мира кольцевая. Изящные люстры с экономичными и надежными ртутными лампами. Трубка стоит в районе 30-50 рублей и заменяется сама колба, в то время как простейшая электроника остается в светильнике. Выглядит восхитительно.

Освещение в метро имеет некоторые общие тенденции. проектные светильники зачастую спрятаны от глаз пассажиров и освещают станцию отраженным от сводов и стен светом.

На Тургеневской светильники не только освещают зал станции, но и проявляют ромбический узор на потолке. Кстати, освещают станцию дешевые и экономичные "ртутные трубки".

Традиция сохранилась и в новых станциях. Только к отраженному свету добавились еще и прожекторы, которые не бьют в глаза даже если смотреть прямо на них.


Все, что не отражается и не прячется за рефлекторами забрано аккуратными светорассеивателями.


К сожалению такие мелочи ускользают от глаз специалистов. Важность такой детали, как тип освещения подтверждается наличием и успешным развитием множества фирм, которые живут за счет проектирования систем освещения. Остается только надеяться, что неумелое применение простой лампочки не уничтожит облик исторических объектов.
13 апр 2013 22:50 /
Автор рецензии:
Анна (не зарег.)